+7(927) 014-88-86
  • Звонки принимаются:
  • Пн. - Пт. с 10:00 до 18:00ч.
  • Generic selectors
    Exact matches only
    Search in title
    Search in content
    Post Type Selectors
    Filter by Categories
    Полезные статьи

     
     

    Темы статей:

    Развод и сопутствующие трудности.

    Тема разводов достаточно сложная. То, как развестись и при этом помочь адаптироваться к изменениям детям в практике наблюдаемых мной разводов, даже на уровне вопросов, не возникало ни разу. Не говоря уже о том, чтобы что-то в этом направлении делать. Еще более сложным вопросом оказалось ввести нового члена семьи на освободившееся место.

    Трудности здесь связаны с тем, что:

    • место оказывалось занято ребенком;
    • ребенку не говорили, что такое место рядом с мамой вакантно;
    • ребенку не сказали, что будут изменения;
    • взрослые не знали, какую реакцию можно получить и как с ней быть.

    Мамы этих ребят очень нуждались в помощи. Все, что можно было попробовать сделать, мамами уже было испробовано. Даже «новые» папы кое-что уже пробовали. К сожалению, арсенал их был не широк: испробованы оказались угрозы и ремни. Непослушных мальчишек, которые отказывались спать отдельно от мамы, уже несколько раз пороли ремнями. Но парни оказывались с крепкой нервной системой и не сдавались. Здесь я поясню: условно есть два типа нервной системы. Первый слабый — здесь дети отличаются замкнутостью, тревожностью. В кровать к маме они будут приходить через «я боюсь», «я не могу уснуть». Второй тип — сильный. Мощность здесь выше. Такие дети будут выдавать порции агрессии, истерик, манипуляций, открытого противостояния. Именно такими и были наши маленькие мужчины.

    После развода родителей они стали мамиными смыслами жизни, их героями и защитниками. Сама ситуация развода — сложная ситуация. Семейная психология ее рассматривает как ситуацию утраты и горя. И вполне себе, что в такой ситуации объединение или слияние с ребенком могут возникать. Дети и матери оказались в диаде: место рядом с мамой занял ребенок. Роли спутались, психическая жизнь ребенка раскручивается теперь вокруг этой новой роли. Происходит это не только потому, что мамы сделали что-то запрещенное. Отцы тоже участвуют в процессе сепарации детей. Их физическое отсутствие и возможно и символическое здесь сыграло свою роль.

    Так получилось, что изменения в семейной системе произошли внезапно. Зубные щетки новых пап, и они сами появились в один день. Теперь, чтобы получить внимание мамы, приходилось ждать очереди, или перекрикивать этого «чужого». Самое страшное случилось потом: спать с мамой теперь нельзя. И мама резко стала другой: она запрещает ложиться с ней. Все, что раньше было привычно изменилось. А этот «чужой» еще и ругается. Мама нервничает. Ребенок это видит. Он просит вернуть все на место: пусть он уйдет, я не хочу с ним жить.

    Условия для адаптации детей к ситуации развода и новому семейному статусу родителей.

    Важная мысль: дети не решают взрослые проблемы. Психика ребенка не вытянет такого. Но дети должны иметь условия для адаптации.

    • дети имеют право на знакомство
    • дети имеют право на безопасность: физическую и психическую
    • дети имеют право на реализацию своих потребностей во внимании и принятии
    • дети имеют право на информацию
    • дети имеют право на злость
    • дети имеют право на недоверие
    • дети имеют право на реализацию всех этапов контакта с другим человеком
    • дети имеют право на ввод в ситуацию и сопровождение в ней
    • дети имеют право на помощь взрослых

    И очень важно: дети имеют право на признание того, что они есть. Их чувства существуют. Возможно, вы сейчас решаете, как начать жить вместе и как рассказать ребенку. Начните с точки отсчета: ребенок есть и он будет испытывать на этот счет свои чувства. Здесь точно есть ответственность двух сторон: не только мама помнит о том, что дома ждет ребенок. Но и новый член семьи. Как он будет знакомиться? Что будет делать, если ребенку потребуется больше времени, чем ожидалось? Знаком ли он со своими чувствами и действиями во время отвержения: что будет делать если ребенок отвернется, буркнет вместо «здрасти» «не хочу, пусть уходит». Анализировать и думать задача взрослых. А еще показать, что все чувства проживаемы и переживаемы.

    ← Вернуться к списку статей