+7(927) 014-88-86
  • Звонки принимаются:
  • Пн. - Пт. с 10:00 до 18:00ч.
  • Generic selectors
    Exact matches only
    Search in title
    Search in content
    Post Type Selectors
    Filter by Categories
    Полезные статьи

     
     

    Темы статей:

    Память на стихи- как это работает.

    Немного теории, чтобы мы использовали один язык. Память — это высшая психическая функция. Запомнить означает пройти следующие этапы: запоминание, узнавание, сохранение, воспроизведение и забывание.

    Ребенок не запоминает — ищем причину.

    Раз сама процедура работы памяти имеет несколько звеньев, то можно предполагать связь сложностей запоминания с дефицитарностью работы на каком-то из этих этапов.

    Посмотрим на примере:

    Льется дождик золотой, 

    С елочки стекая,

    Полюбуйтесь на нее:

    Вот она какая!

    Вся сверкает и цветет,

    Яркими огнями! (отрывок Н.Радченко)

    Для того, чтобы запомнить этот кусочек ребенку нужно при прослушивании узнать или опознать все слова, то есть не должно оставаться незнакомых ему слов. Длаее ему нужно опознать обороты и понять, что они обозначают в связи друг с другом, и еще выделить переносный и прямой смысл. Так, «льется дождик золотой, с елочки стекая..», и «…вся сверкает и цветет..» имеются ввиду елочное украшение дождик, а не реальный дождь, и светящиеся фонарики гирлянд, а не цветы, соотвественно.

    Это пример того, что память не работает как изолированная функция. Работе памяти помогает, либо мешает в случае, когда в развитии ребенка есть трудности и дефициты, работа мышления и восприятия.

    Помогаем ребенку запоминать.

    Первый шаг мы уже выделили: выбираем стихи, в которых ребенку знакомы слова. Если ребенок имеет трудности речевого развития, попросите сопровождающего специалиста подобрать ребенку стишок. Специалист будет опираться при выборе на те слова, которые ребенку уже знакомы и понятны, то есть их он сможет узнавать, как минимум.

    Шаг второй: анализируем количество оборотов с переносным значением. Если их много, и ребенку сложно дается это воспринять и «перевести», то есть соотнести с знакомыми понятиями, поменяйте стих на другой.

    Шаг третий: если стихотворение ребенка входит в программу и его заменить нет возможности по сценарию праздника, помогаем ребенку его понять. Рисуем строчки стихотворения в виде простых рисуночков. К каждой строке рисуем свой рисунок. Это поможет ребенку, с одной стороны, разобрать строчку с переносным смыслом, чтобы помочь узнаванию. С другой стороны — появится зрительная опора для помощи процессам запоминания, сохранения и воспроизведения.

    Шаг четвертый: выбираем верное время. Важно дать ребенку быть готовым к запоминанию. Плохая идея делать это вечером на фоне усталости. Будут трудности, елси вы «оторвете» ребенка от игры или интересующего его занятия. Эффективно предложить, дать время на перестройку и подготовку ребенка.

    Как может выглядеть такая процедура, если у ребенка грубые трудности в запоминании:

    • Рисуем к каждой строчке рисунок.
    • Получаем, к примеру, 4 картиночки.
    • Показываем ребенку картинку и сопровождаем ее проговариванием строчки. Так поступаем с каждой картинкой.
    • Можно разложить картиночки «лицом» вниз, ребенок переворачивает карточку, слышит от вас строчку, а затем уже воспроизводит ее сам.
    • Затем убираем последнюю карточку с рисунком. Проходим цепочку до конца. Задача ребенка вспомнить последнюю самостоятельно.
    • Далее убираем еще карточку с рисунком. повторяем процедуру.

    Пантомимика и жесты в процессе запоминания.

    Помощью в запоминании для некоторых детей служат пантомимика и жесты — сопровождаем заучивание мягкими движениями в соответствии со смыслом стишка. Такой способ поможет убрать «лишние» движения детям, которые во время проговаривания стишка мнут края одежды, трепят волосы и т.д. Вы уже заменяете эти действия на целенаправленные.

    Не хочет учить стихи: психологические причины.

    В случае, когда ребенок отказывается учить стихи и уже известно, что трудности не лежат в части памяти, восприятия и мышления, причины могут быть такими.

    1. Родитель отказ ребенка называет «не хочет учить». Поясню: не происходит анализа причин разового отказа ребенка. Возможно, предложение начать учить было сделано в момент, когда у ребенка были свои планы на свое свободное время. Возможно, он был занят игрой и не был готов ее прерывать. При анализе причин и мотивов, действия ребенка можно назвать: ты сейчас не готов учить. Тогда и решение будет лежать в сфере действий и гибкости родительской позиции: искать вместе с ребенком место и время для заучивания стишка.
    2. Ребенок находится в стадии формирования умения говорить «нет»: оформлять и доносить свое нежелание делать что-либо. Возможно он отказывает родителю не только в этом, но и в других просьбах. Просто заучивание стишка попадает в социально важную для семьи и вопросов воспитания детей нишу, поэтому здесь скапливается много родительского напряжения.
    3. У ребенка мало места для осуществления своих интенций: мотивов, желаний и воли. Отказами он старается поддержать живое и естественное право психики реализовывать свои внутренние потребности и мотивы. Возможно стоит пересмотреть родительские установки и представления, изменить их вслед за выросшим ребенком.
    ← Вернуться к списку статей