Немного теории, чтобы мы использовали один язык. Память — это высшая психическая функция. Запомнить означает пройти следующие этапы: запоминание, узнавание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Раз сама процедура работы памяти имеет несколько звеньев, то можно предполагать связь сложностей запоминания с дефицитарностью работы на каком-то из этих этапов.
Льется дождик золотой,
С елочки стекая,
Полюбуйтесь на нее:
Вот она какая!
Вся сверкает и цветет,
Яркими огнями! (отрывок Н.Радченко)
Для того, чтобы запомнить этот кусочек ребенку нужно при прослушивании узнать или опознать все слова, то есть не должно оставаться незнакомых ему слов. Длаее ему нужно опознать обороты и понять, что они обозначают в связи друг с другом, и еще выделить переносный и прямой смысл. Так, «льется дождик золотой, с елочки стекая..», и «…вся сверкает и цветет..» имеются ввиду елочное украшение дождик, а не реальный дождь, и светящиеся фонарики гирлянд, а не цветы, соотвественно.
Это пример того, что память не работает как изолированная функция. Работе памяти помогает, либо мешает в случае, когда в развитии ребенка есть трудности и дефициты, работа мышления и восприятия.
Первый шаг мы уже выделили: выбираем стихи, в которых ребенку знакомы слова. Если ребенок имеет трудности речевого развития, попросите сопровождающего специалиста подобрать ребенку стишок. Специалист будет опираться при выборе на те слова, которые ребенку уже знакомы и понятны, то есть их он сможет узнавать, как минимум.
Шаг второй: анализируем количество оборотов с переносным значением. Если их много, и ребенку сложно дается это воспринять и «перевести», то есть соотнести с знакомыми понятиями, поменяйте стих на другой.
Шаг третий: если стихотворение ребенка входит в программу и его заменить нет возможности по сценарию праздника, помогаем ребенку его понять. Рисуем строчки стихотворения в виде простых рисуночков. К каждой строке рисуем свой рисунок. Это поможет ребенку, с одной стороны, разобрать строчку с переносным смыслом, чтобы помочь узнаванию. С другой стороны — появится зрительная опора для помощи процессам запоминания, сохранения и воспроизведения.
Шаг четвертый: выбираем верное время. Важно дать ребенку быть готовым к запоминанию. Плохая идея делать это вечером на фоне усталости. Будут трудности, елси вы «оторвете» ребенка от игры или интересующего его занятия. Эффективно предложить, дать время на перестройку и подготовку ребенка.
Помощью в запоминании для некоторых детей служат пантомимика и жесты — сопровождаем заучивание мягкими движениями в соответствии со смыслом стишка. Такой способ поможет убрать «лишние» движения детям, которые во время проговаривания стишка мнут края одежды, трепят волосы и т.д. Вы уже заменяете эти действия на целенаправленные.
В случае, когда ребенок отказывается учить стихи и уже известно, что трудности не лежат в части памяти, восприятия и мышления, причины могут быть такими.