Мы поговорим о тактильном контакте потому, что:
Советская педагогика отказалась от телесно-ориентированного подхода к детям. Младенцев считалось вредным брать на руки без необходимости. Такой необходимостью считалось кормление. Плач ребенка рекомендовалось оставлять без внимания, если время кормления еще не подошло.
Через движения ребенок чувствует пальцы, руки, ноги. Ребенок осознает тело, и формирует его схему: где ножки, где ручки.
Мамины руки, песни, стишки, потешки, и пестушки выступают инструментом развития детей.
Взрослый играет с ребенком, забавляет стишками и поглаживаниями, щекотаниями.
Мама совершает с ребенком под стишки и потешки ряд движений. К ощущениям, которые идут от внешнего мира добавляется мышечное чувство. Мы можем смотреть фильм, не слушая его. Слушать музыку, не видя исполнителя. И ничего не делаем без движения.
Изучение биоэлектрической активности мозга, показало, что каждое воздействие — зрительное, слуховое, осязательное – приводит к возбуждению двигательной области коры мозга.
В двигательной области коры головного мозга происходит слияние ощущений, которые дети получают от предметов.
То, что ребенок потрогал, с чем манипулировал и познакомился через прикосновение запомниться в 20 раз сильнее, чем то, что только увидел или услышал.
Рядом с мамой ребенок успокаивается. Глядя на нее, понимает, что все в порядке в неожиданной для него ситуации. Хочет быть рядом и просит контакта. И это норма развития ребенка.
Родитель источник заботы для ребенка, тактильный контакт позволяет дать ребенку физическое проявление заботы. Дает почувствовать присутствие и поддержку родителя. Тактильностью нельзя пресытиться, от нее невозможно стать капризным, не слезть с рук, и вырасти маминым ребенком. И точно ее может не хватать.
Пальчиковые игры — способ наладить тактильный контакт
Именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. Эта мысль как предположение выдвинута Ф.Фребелем, и прошла проверку временем, стала утверждением.
О том, какие пальчиковые упражнения и игры развивают мелкую моторику и речь, читайте здесь.