Возраст 0-3 года характеризуется развитием эмоциональных отношений между ребенком и родителем в совместной деятельности – игре. Дети получают одобрение, похвалу, проявления радости от родителей, когда манипулируют игрушками. Взрослые выступают партнерами по игре. Ребенку нужна реакция родителей, чтобы оценить свое поведение.
Существует разница между интересом ребенка к игрушке, и интересом к маме, папе. Ребенку 0-3 года интересен акт общения с близким взрослым. «Быть с мамой» и «быть с игрушкой» — разные вещи. Когда ребенок увлекается игрой, родители спешат убежать. Ребенок теряет контакт с взрослым и стремится снова возобновить общение. А родитель в такой ситуации жалуется на то, что ребенок не играет без него.
Или другая ситуация. Маме кажется, что время с ребенком нужно проводить с пользой. Она готовит задания для 2х летнего ребенка — при этом уровень сложности 4+. Ребенок понимает, делаю задания — получаю общение с мамой. В будущем он даже просит такие задания в надежде получить общение и внимание мамы. Последней в это время кажется, что ребенку нравятся упражнения.
Дети инстинктивно стремятся быть похожими на родителей. Малыши любят предметы, которые находятся в руках взрослых. Родители через игру показывают ребенку варианты использования предметов, знакомят со свойствами предметов.
Родители участвуют в формировании самооценки детей. С раннего возраста у ребенка формируется самооценка. Личностные качества человека на 78% определяются уровнем развития самооценки. Ребенок получает эмоциональный отклик от родителя в процессе игры, понимает верно ли действует. Так ребенок оценивает себя, действия, умения и навыки.
Простые игры — фундамент для закладки сложных навыков. Прятки, резиночки, салочки — развивают самоконтроль, умение следовать правилам, требованиям. Эти функции создают фундамент успешной учебной деятельности.
Ребенок играет с предметом не для самой игры, а для получения информации о свойствах игрушки. Ребенок до 3х лет манипулирует предметом, а не играет в него. Малыши верят в руках погремушки, пробуют на зуб, стучат об пол.
Внимание детей переключается с одного предмета на другой более яркий, интересный и новый предмет. Процесс переключения внимания дети не могут контролировать. К школьному возрасту уровень контроля – произвольного внимания – возрастает. Ребенок может остановить свой порыв на требование взрослого.