Информацию извне мы получаем с помощью органов чувств и анализаторных систем. В зависимости от того, какая система ведущая, выделяют 3 типа восприятия:
Тип восприятия информации влияет на трудности, которые могут возникать у школьников в учебе.
Визуалам легко дается математика. Задачи дети в ведущей визуальной системой решают посредством создания зрительных образов.
В письме такой школьников не допускает ошибок, которые связаны с зрительным образом слова. Ошибки визуалов связаны с невнимательностью: могут не дописать слово до конца. Школьники визуального типа восприятия быстро осваивают алфавит и переходят к чтению словами, минуя чтение по-слогам.
Трудности у визуалов связаны с недостаточным развитием аудиальной системы. Школьники испытывают трудности при пересказывании текстов, написании изложений, заучивании стихов.
Трудности аудиалов связаны с недостаточным развитием визуальной системы. Письменный и устный образы расходятся — не выливаются в одну картину. Аудиалы-школьники несколько раз перечитывают условия задачи, которую в итоге могут решить неверно. В письме аудиалы пишут так, как услышали слово. Поэтому встречаются грубые грамматические ошибки.
Так как у аудиалов страдает зрительная система, чтение вызывает сопротивление. Дети-аудиалы говорят быстрее, чем осознают зрительную информацию.
За счет развитой слухо-речевой памяти школьники-аудиалы учатся премущественно на «4» и «5».
Кинестетик — ребенок с обостренной чувственной сферой. Такой ребенок может уже в начале чтения жаловаться на сухость глаз, языка.
Главные трудности школьников-кинестетиков в слабом развитии как зрительной, так и слуховой сфер. Такие дети делают грубые грамматические ошибки в письме. Им не дается пересказ и заучивание стихов. Математика вызывает жуткое сопротивление и ошибки.
Кинестетики сопровождают свою деятельность движениями: болтают ногой, крутят волосы на палец на уроке, вертят карандаш в руках. Если такие действия прекращать, восприятие информации останавливается. Помочь ребенку можно, позволив рисовать узоры на полях, или черновиках.