Причины низкой успеваемости условно делятся на:
1. Психологические причины низкой успеваемости – отсутствие мотивации учиться, незрелость волевой сферы личности.
Ребенок не может ответить на вопрос, зачем он ходит в школу. На вопрос «что тебе нравиться в школе?» отвечает – перемены, играть с друзьями.
Ребенок не может остановить порывы и желания в угоду требованиям педагога. Ребенок встает и выходит из класса во время урока. Может начать бродить по классу, мешать детям.
2. Физиологические причины низкой успеваемости – эмоциональное выгорание школьника, переутомление.
К физиологическим причинам снижения успеваемости относятся длительные болезни ребенка. Снижает успешность в учебе переутомление из-за нерационально организованного режима отдыха.
Если подготовка к школе велась усиленно, к ребенку предъявлялись завышенные требования — наступает выгорание на фоне стресса.
3. Нейропсихологические причины низкой успеваемости – особенности работы мозга.
Деятельность человека определяется работой 3х функциональных блоков мозга.
I блок – энергетический. Отвечает за активность, бодрствование. Определяет нейродинамические характеристики деятельности: активность-инактивность, истощаемость, инертность.
II блок мозга – блок приема, хранения и переработки информации. Здесь находятся центры приема информации: зрительной, слуховой, обонятельной, кожно-кинестетической.
III блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля деятельности. За функции программирования, контроля отвечают лобные доли мозга, которые созревают к юношескому возрасту. И обладают достаточной степенью развития для осуществления учебной деятельности к 7-8 годам.
Понять функции какого блока мозга работают слабо и мешают успешно учиться поможет нейропсихологическая диагностика.
Когда родители говорят о низкой успеваемости в школе, подразумеваются сложности с освоением чтения, письма и счета.
Ребенок, который плохо читает, плохо пишет соответственно, и наоборот.
Ошибки в чтении:
• Читает по слогам до 3-4 класса.
• Читает первые слоги и называют другое слово.
• Не может пересказать прочитанное.
• Не понимает смысла прочитанного.
Ошибки в письме:
• Вставляет в слова лишние буквы
• Пишет слова/предлоги в предложения слитно
• Не начинает писать с красной строки
• Пропускает буквы в словах
• Вставляет в буквы лишние крючки, линии, хвостики
• Зеркалит буквы при написании
Ошибки в счете:
• Не правильно записывает вопрос задачи
• Ставит другие знаки в примерах
• Решает пример в уме верно, пишут не верно.
• Проверяет пример и не видят ошибок
• Не понимает порядка действий
• Не запоминает таблицу умножения
• Проблемы с устным счетом
• Ребенок утомляется, работоспособность теряется в начале урока.
• Постоянно зевает, жалуется на недосып.
• Ребенок импульсивен, отвлекается на раздражители.
• Когда ребенок пишет, рисует, высовывает язык, болтает ногой, теребит волосы, пуговицы на одежде.
• Ребенок медлителен, с трудом переключается с написания одной буквы на другую, и с одного вида деятельности на другой.
• Долго включается в работу.
• Путает право-лево, месяцы, дни недели.
• Забывает вещи дома и в школе.
• Не организован: в комнате и портфеле бардак
• Не может подобрать слова в разговоре.