Ответьте на вопрос: «Школа – это». Вспомните школьные годы, проанализируйте, какие чувства вызывают воспоминания. То, как относятся к школе родители, определяет отношение детей. Когда родители говорят о том, что школьные знания не пригодились в жизни, о мотивации учиться у детей речи не идет.
Дети, которые сталкиваются с решением трудных задач, обогащают мозг новыми нейронными связями – повышают интеллект.
О школе и педагогах говорим в позитивном ключе: рассказываем в действиях, зачем нужно учиться.
Формируем статус школьника:
— совершаем покупки перед школой вместе с ребенком.
— беседуем о том, как ведут себя школьники на уроках, переменах.
— устраиваем день взросления. Пусть это будет семейный праздник в честь будущего первоклассника. Расскажите ребенку, что теперь у него появляются новые обязанности: учиться и создавать условия для учебы – убирать комнату, собирать портфель, делать уроки.
— обозначьте, в чем будет проявляться ваша помощь: привезти в школу, помочь с домашними заданиями.
• за 10-14 дней до начала учебного года переходите на режим дня школьного времени. Отбой в промежуток с 20:00-22:00. Этот период характеризуется мощным выбросом гормонов, которые перезагружают нервную систему ребенка.
• По приходу из школы ребенок должен отдохнуть 1,5-2 часа. Отдых осуществляем без телевизора и гаджетов. Свободная игра приветствуется.
• Выстраиваем сбалансированное питание. Умственная деятельность требует много калорий.
• Комната первоклассника в идеале содержит кровать, шкаф с закрытыми полками, письменный стол, стул, диван.
• Письменный стол белый или светлых тонов.
• Игрушки убираются в коробки и отправляются за закрытые двери шкафов.
• Постеры, плакаты подсказки – первокласснику не нужны.
Рабочее пространство школьника, которое наполнено отвлекающими факторами, не способствует концентрации внимания ребенка.
Говорим с детьми о важности знаний, а не оценок. Уравниваем эмоциональную реакцию на «5» и «2».
Хвалим ребенка за действия, которые привели к хорошей оценке.
— у тебя «5»?! Что ты для этого сделал?
— «Мам, а учительница поставила мне 3».
— Это низкая оценка, ты – расстроен? Получать низкие оценки неприятно, согласна. Расскажи подробнее, как ты подготовился к предмету. Как думаешь, ЗАЧЕМ тебе учитель поставил «3»? Уверена, ты подготовишься в следующий раз. Чем я смогу тебе помочь?
Покажите ребенку, что ответственность за готовность к уроку несет он сам. Покажите, что готовы помочь исправить оценку.
Спрашивайте у педагога, в чем ребенок силен, а какие предметы осваивает с трудом. Спрашивайте, какое конкретное действие сложно выполнять ребенку. Если это математика, что делает ребенок плохо: считает в уме, или списывает с доски с ошибками.
Просите сообщать вам, если тема, предмет будут вызывать стойкие трудности у ребенка.
Первый шаг повысить успеваемость – записаться на нейропсихологическую диагностику причин низкой успеваемости.
Причины низкой успеваемости в школьном обучении комплексные. Сложности в работе функций мозга, приводят к снижению оценок ребенка.
Дети, которые не сталкиваются с ситуациями успеха в учебе, теряют мотивацию учиться. Или скатываются в болезни – включаются физиологические механизмы.
Так как мозг детей находиться в стадии формирования и дозревания отдельных структур и функций, работа нейропсихолога дает результаты.
Первая консультация — беседа с родителями о трудностях в учебе, анализ тетрадей, подбор тестов. Психолог беседует с родителями о характере сложностей ребенка в школе. Анализируются тетради школьника, выделяются ошибки в письме и счете.
Психолог с помощью набора тестов оценивает развитие:
памяти, внимания, мышления ориентировки в пространстве.
Психолог анализирует результаты теста и обобщает в протоколе диагностики.
Протокол содержит оценку степени развития функций и описание сильных и слабых сторон развития.
На основе протокола пишется характеристика, которая отвечает на вопрос родителей: что мешает ребенку успешно учиться.
Психолог подбирает программу повышения школьной успеваемости: упражнения и график занятий.
Психолог дает родителям рекомендации об организации режима дня и рабочего пространства школьника. После консультации родители вносят изменения в выполнение домашних заданий и организацию семейного досуга. Психолог обучает родителей приемам похвалы и мотивирующей критики.
Занятия состоят из комплекса упражнений:
— двигательные упражнения учат ребенка контролировать и управлять свои телом. Самоконтроль начинается с физического контроля двигательных функций и переносится на контроль умственной деятельности.
— упражнения на развитие пространственных представлений учат ребенка ориентироваться в пространстве комнаты, понимать пространственные отношения: справа-слева, вверху-внизу.
— упражнения на развитие памяти и внимания учат переключаться, удерживать внимание, концентрироваться на задании.