Интеллект усваивает только то, что ему позволяют эмоции. В раннем возрасте ребенок способен усвоить информацию, которая подкреплена эмоциональными стимулами. Если процесс обучения приносит ребенку радость, закрепляется ассоциация: знания — радость — успех — мотивация развиваться. Если в процесс обучения ребенку приходится преодолевать психическое напряжение и стресс закрепляется противоположная ассоциация: знания — стресс — проигрыш — избегание.
Развитие ребенка в принципе возможно в ситуации отсутствия опасности. Что несет ребенку ощущение опасности.
— боязнь ошибиться
— страх негативной оценки
— страх бурной реакции родителя
Разберемся в корнях:
Страх стимулирует выброс адреналина в кровь. Эволюционно у этого процесса есть цель спасти жизнь через: бежать или нападать.
Эволюционно задача родителя — спасать. Как быть ребенку в ситуации, когда родитель излучает опасность, ребенок не знает. Дети впадают в ступор в таких ситуациях.
То есть из трех стратегий реагирования на стресс — защищаться, бежать и замереть, ребенок выбирает третью. И такая стратегия становиться ведущей для ребенка.
Родители награждают школьников бурной реакцией на плохую оценку и тихим «Молодец. Можешь же, когда хочешь» на пятерку. Ребенок, который вынужден справляться во время учебы с стрессом, что его могут засмеять одноклассники, поругать учитель, или наказать родители, — не может найти энергии на учебу. Школьник тратит энергию, которая выделяется на учебный процесс, на отслеживание источников угрозы его психического здоровья.
Система обучения придает ошибкам детей чрезмерно трагическое значение. Вместо опыта ребенок сразу получает негативную оценку своей деятельности, порой и личности. Итог — отсутствие мотивации учиться — все новое воспринимается ребенком как угрожающее и опасное. Попробую — ошибусь — поплачусь за ошибку.